Вопрос о богоуподоблении — один из самых глубоких и загадочных в духовной жизни. Он касается высочайшего призвания и предназначения человека — стать живым подобием Бога, отобразить в себе свет Его совершенств. Это не означает потерять свою индивидуальность, слившись с безликим Абсолютом, а, наоборот, в полной мере раскрыть свою личность, стать подобным Тому, Кто есть сама Жизнь и Любовь.
Этот смелый путь не может быть лёгким и поверхностным. Он требует огромного внутреннего труда, непрерывной борьбы и готовности отказаться от своей воли ради послушания Божьей воле. Но результатом этого подвига становится истинное рождение личности, её преображение из тленного человека в нетленное дитя света.
Первое и самое важное свойство человека, стремящегося к богоуподоблению — это смирение. Это трезвое и благоговейное осознание собственной ничтожности перед Богом. Гордыня же, напротив, является непреодолимым препятствием на пути к обожению, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Только тот, кто умалится и истощит себя перед величием Создателя, сможет вместить Его полноту.
Смиренномудрие порождает такие качества, как кротость, незлобивость и покорность Промыслу Божьему. Человек учится принимать всё происходящее как волю Божью о нём, не роптать в скорбях и искушениях, а с благодарностью нести свой крест. И даже в самых тяжёлых обстоятельствах он сохраняет любовь и доброжелательность к ближним, потому что знает, что всё совершается во благо.
Неотъемлемым качеством богоподобной души является целомудрие — цельность и чистота сердца, которые делают его способным к непосредственному богообщению. Целомудрие — это не только телесная непорочность, но и полная обращённость воли и чувств к Богу, неразделённость сердца между Творцом и творением. Целомудренный человек оберегает свои чувства от всего скверного и суетного, питает свой ум созерцанием духовных истин.
Ещё один признак богоуподобления — самоотверженная любовь к ближним и способность полагать душу свою за други своя. Ибо Бог есть любовь, и уподобляться Ему — значит совлекаться своего эгоизма, жертвенно служить всем, кого Он поставил рядом с нами. Любить не на словах, а на деле — это значит терпеть, прощать, сострадать и деятельно помогать нуждающимся.
Однако любовь немыслима без рассуждения, умения различать истинное и ложное, доброе и злое. Рассудительность необходима, чтобы не принять обольщение за благодать, чтобы избежать неразумной ревности и фанатизма. Истинная мудрость всегда смиренна, чужда крайностей и умеет применяться к человеческой немощи.
Все эти качества органично сочетаются в личности богоуподобляющегося человека, образуя гармоничную симфонию добродетелей. Однако стяжать их одномоментно невозможно — только постепенно, неспешным и кропотливым трудом над собой, в постоянном трезвении и самонаблюдении.
Путь этот начинается с малого — с ежедневного понуждения себя к молитве и богомыслию, борьбы с раздражением и осуждением, внимания к нуждам ближних. Но постепенно этот путь захватывает всё существо человека, преображая его ветхую природу в новую тварь. Малые дела любви вырастают в пламенное горение духа, кропотливое очищение сердца — в озарение Божественным светом.
И тогда в человеке начинает сиять неземная красота — красота смиренной и любящей души, вобравшей в себя лучи вечной Истины. Он становится живой иконой Бога, светильником Его присутствия в мире. Одним своим видом он пробуждает в людях томление по духовной жизни, устремляет их ввысь.
Конечно, эти высоты святости доступны немногим, они требуют всецелого посвящения себя Богу и готовности оставить мир ради Горнего Царства. Но каждый из нас призван по мере своих сил подражать этим дивным образцам, устремляться от силы в силу, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового.
И здесь неоценимую помощь оказывает опыт праведников прошлого и настоящего — святых подвижников, старцев, богоносных мужей и жён. Их жизнь — это не отвлечённый идеал, а живой пример стяжания богоподобия, лествица добродетелей, по которой может взойти каждый алчущий и жаждущий правды.
Читая их жития и наставления, мы словно касаемся иного, просветлённого мира, озаряемся его немеркнущими лучами. И постепенно в нас самих загорается искорка этого чистого пламени, разгорается желание последовать за Истиной до конца, оставить всё земное ради богообщения.
Так подвиг святых становится семенем новых обращений и духовных рождений. Их святость прорастает и приносит плод в душах потомков, поддерживая неугасимую эстафету веры. И мы, взирая на их светлые образы, укрепляемся в решимости всю жизнь свою соделать путём восхождения к Фаворскому свету.
Пусть каждый из нас найдёт вдохновение в этой великой тайне — богоуподоблении. Пусть в наших сердцах возгорится желание стяжать смирение и любовь, чистоту и мудрость.
Пусть мы сможем явить миру отблеск небесной красоты, стать соработниками Творца в Его замысле о творении.
Это и есть наше высшее призвание, наш царский путь. Путь узкий и полный трудностей, полный невидимых браней и глубоких переживаний. Но иного пути ко спасению нет. Только следуя за Миссией, сораспинаясь Ему в любви, мы можем надеяться войти в радость Господа своего.
Не будем бояться тесноты и препятствий на пути к богоподобию! Потому что мгновенное озарение души Вечным Светом стоит того, чтобы отдать всю жизнь. А если Господь с нами, то кто может быть против нас?
Да поможет всем нам Господь преобразить наши сердца в Свой чудный образ! Аминь.