Людмила Гурченко

🎼Георгий Гаранян – Песенка о хорошем настроении

Людмила Гурченко – самая яркая и самая загадочная звезда. Ее голос, осанка, жесты, шпильки – все было так просто и так сложно. Она фантазировала, экспериментировала, шокировала и восхищала. Воинственная, как Жанна д’Арк, она с юности сражалась с врагами, временем и обстоятельствами. И в этой борьбе Гурченко закалялась, как сталь.

🎼Людмила Гурченко — Мне бесконечно жаль
🎼Петр Лещенко — Мне бесконечно жаль

Первого появления Людмилы Гурченко на экране в фильме «Дорога правды» никто не заметил. И если бы не Эльдар Рязанов, возможно, имя Гурченко вообще бы никому ничего не говорило. В «Карнавальной ночи» все совпало чудесным образом, все срослось. Так бывает только в кино. В один миг Гурченко узнала не только вкус славы, но и вкус любви.

🎼Людмила Гурченко – Пять минут

Первым мужем актрисы стал сценарист Борис Андроникашвили, сын писателя Бориса Пильняка. Интеллектуал Андроникашвили, как мог, прививал жене вкус к прекрасному: снабжал умными книгами, учил разбираться в живописи, анализировать спектакли. А она, как послушная ученица, все схватывала на лету, стремительно заполняла пробелы в образовании.

Через два года после премьеры «Карнавальной ночи» родилась дочь Мария. Молодая звезда превратилась в молодую маму. Но, страстная натура, муж Борис оказался не готов к этой прозе жизни. Куда приятнее проводить время в кругу холостых приятелей и обсуждать искусство за бокалом вина. Решение Гурченко обсуждению не подлежало: развод, и точка. Хоть ее и считали главной кокеткой страны, она всегда была верной женой. Измены не могла ни забыть, ни простить. А ведь верность – это все, о чем она просила. Гордость была сильнее чувств, поэтому Гурченко разрывала отношения при малейшем поводе. Любое невнимание расценивала как начало измены.

🎼Людмила Гурченко – Еще не раз вы вспомните меня

«У меня всегда чувство страха, — говорила Людмила Гурченко. — Чувство страха, что сзади будет нож, как он был. Я это чувствую всегда: холодные затылки только что улыбающихся людей. Вдруг раз — и уходят, холодные. Мне аж страшно делается. И ты стоишь один и думаешь: «Ну как же? Ну я же не изменилась, я же такая же! Что же вы уходите?»».

В это непростое время актриса познакомилась с Иосифом Кобзоном. Не все знают, что он был одним из мужей великой актрисы. Певец не любит комментировать публично свою семейную жизнь, а уж о браке с Людмилой Гурченко и вовсе долгое время хранил молчание. Своим терпением Кобзон на время сумел вдохнуть в Гурченко робкую надежду, что она все-таки нужна и любима. Жизнь с Иосифом Кобзоном была жизнью с размахом, веселая и бурная. На застолья всегда приглашали кинозвезд. Казалось бы, все наладилось, живи да радуйся. Но Гурченко чувствовала себя чужой на этом празднике жизни – звездой молодой, да только бывшей, почти безработной.

🎼Людмила Гурченко и Вадим Мулерман – С ним в одном живём мы доме

После успеха «Карнавальной ночи» в расчете на всесоюзную популярность Гурченко был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой». Но режиссер картины Александр Файнциммер едва не сломал юной Гурченко карьеру. Критики разбили фильм в пух и прах. И больше всех досталось исполнительнице главной роли. На Гурченко повесили ярлык: «Певичка — два прихлопа, три притопа». В «Комсомольской правде» вышел фельетон, где по ней словно танком прошлись: «Что это за танцы, за вертлявые западные штучки-дрючки? И это наша комсомолка?!». Стыдили за то, что выступала на творческих встречах и получала за это левые деньги. Актрису вызвал «на ковер» сам министр культуры и с порога заявил: «Вашего имени в кино больше не будет».

Так и вышло. Нет, по факту Гурченко в кино, конечно, снимали, у нее огромная фильмография. Но что это были за роли? Микроскопические. После сногсшибательного успеха «Карнавальной ночи» — как издевка. Она снималась в двух-трех фильмах в год, но в каждом появлялась на полминуты, не больше. Одна такая роль – это один-два рабочих дня. Все остальное время актриса сидела дома и ждала звонков от режиссеров.
🎼Людмила Гурченко, Максим Аверин – Молчит телефон

Друзья и близкие Людмилы Гурченко — как саперы: ошибались всего один раз. Слова песенки про пять минут «Помиритесь те, кто в ссоре» не про актрису. Если она ссорилась, то навсегда. О характере актрисы ходили легенды. Все знали: если что, она может и послать куда подальше. Такое поведение ролей, конечно, не добавляло. И только те, кто хорошо знал Гурченко, понимали: все ее нападки – своего рода защита от потенциальных обид. Даже сама Гурченко писала о себе: «Я сама лаю и отпугиваю нападающих».

🎼Людмила Гурченко – Я боюсь утечки газа

К началу 70-х хрупкая женщина с мощным характером держалась на плаву из последних сил: нет-нет да и мелькала в кино, но только на секунды. За 15 лет – 28 фильмов. Но и в «Женитьбе Бальзаминова», и в «Короне Российской Империи», и в «Тени», и в «Человеке ниоткуда» зрители даже не успевали ее разглядеть. А в 1973-м погас единственный свет в окошке – умер любимый папа.

Именно отец вложил в Гурченко то, за что ее полюбили миллионы. Марк Гурченко похоронил двух детей, поэтому младшенькую Люсю холил и лелеял. В своих мемуарах актриса вспоминала, что в детстве считала себя некрасивой, ее часто дразнили курносой и тощей. И только папа не уставал повторять дочке: «Ты самая красивая, самая талантливая». И Гурченко поверила в это. Всю жизнь она прожила с ощущением того, что непременно должна быть самой-самой, чтобы папа гордился ею.

После развода с Кобзоном Гурченко спрашивала отца, почему же ей не везет. Отец, как всегда, отшучивался: «Дочура, самое хорошее еще впереди». Ему было 75, когда он умер. Но Гурченко переживала смерть отца как внезапную трагедию. Чувствовала, что осиротела. Мама актрисы пережила своего мужа на 26 лет, но Гурченко была с ней не так близка. Людмила Марковна унаследовала от нее дворянскую стать и тягу к прекрасному, но по характеру Гурченко была плоть от плоти своего отца, артистичного деревенского парня. Кто же теперь подбодрит ее, кто поддержит? Кто будет верить, как он, что она самая-самая?

🎼Людмила Гурченко – Отчего так пусто стало

Картина 1973 года «Старые стены» стала судьбоносной для актрисы. Впервые за много лет Гурченко позвали играть не набившую оскомину певичку, а директора завода – главную роль. В свои 40 с хвостиком Людмила Гурченко — хрупкая, экстравагантная, но при этом сильная и немало повидавшая на своем веку. Наступило время, когда кинематографу понадобилась именно такая актриса. И горький жизненный опыт оказался как нельзя кстати. Все беды, все трагедии и предательства, которые пережила Гурченко, оказались бесценным опытом для новых ролей.

В конце 70-х предложения хлынули рекой. От роли к роли Гурченко становилась все более сложной. Каждая работа – стопроцентное попадание. Тамара Васильевна в «Пяти вечерах», Маргарита Соловьева в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова», Нина Николаева в картине «Двадцать дней без войны», Вера Нефедова в «Вокзале для двоих», Лариса Кузьмина в «Полетах во сне и наяву». Героини Гурченко – жертвенные, в чем-то сильные, в чем-то беззащитные. О таких говорят: настоящие женщины.
Это было триумфальное возвращение Людмилы Гурченко. Все будто вспомнили об актрисе. Режиссеры, не сговариваясь, стали наперебой приглашать ее в свои картины, и Гурченко наверстывала упущенное, отдавая всю себя без остатка кинематографу. Опасалась: а вдруг везение снова закончится?

🎼Людмила Гурченко – Се-ля-ви

Во время съемок фильма-сказки «Мама» в 1976 году клоун Олег Попов, катаясь на коньках, неудачно прыгнул вместе с Гурченко и сломал ей ногу. Актрису часто ругали: «Сколько лет, а все на шпильках скачет». Но те, кто так говорил, просто не знали, что такое винтовой многооскольчатый перелом, когда пятка впереди, а сама ступня болтается где-то сзади. С тех пор одна нога актрисы была почти на полтора сантиметра короче другой. Но не это заботило актрису, а то, что она могла снова выпасть из кино, и на этот раз навсегда.

Гурченко была в отчаянии. Сниматься хоть с костылями, хоть без них, хромой и больной! Она была готова на что угодно, лишь бы не вычеркнули из профессии. Позже актриса признавалась: «Я себя готовила. Нет, не к самоубийству, но была на грани». Ее спас режиссер Андрей Кончаловский, пригласив на съемки в свою картину «Сибириада». Актриса призналась, что у нее очень болит нога, и спросила: что ей делать? «Да хромай на здоровье», — ответил режиссер.

Если режиссер принял Гурченко даже хромой, то чего ей бояться? Она ожила. Вопрос с хромотой со временем тоже решился: «Это не так заметно, когда я на каблуках. Без них я падаю назад». На плоской подошве ходить было не только неудобно, но и невыносимо больно. А на каблуках и боль уходила, и осанка выправлялась. Поэтому даже домашнюю обувь актриса носила с каблучком. Она вообще стала мастером маскировки своих недостатков и проблем. Достоинства превращала в фирменный стиль. «Она умела носить головные уборы ассиметричные, чуть с вуалью, чуть-чуть с кружевом. И она очень точно понимала, в какую сторону, чуть-чуть набок, чтобы это точно подчеркивало линию глаз. Мало кто умеет такие вещи носить», — отмечает модельер Валентин Юдашкин.

На выставке «Мода за железным занавесом», как драгоценные произведения искусства, собраны платья главных див страны – Клары Лучко, Натальи Фатеевой, Майи Плесецкой и, конечно, Людмилы Гурченко. Идей для платьев у актрисы было без берегов. Людмила Марковна сама рисовала эскизы. Не очень умело, зато доходчиво. Самые лучшие портнихи и модельеры воплощали ее идеи в жизнь.

🎼Алла Пугачева и Людмила Гурченко – Фотограф
Гурченко носили на руках, провозгласили богиней. Она могла позволить себе вообще больше ничего не делать. Но почивать на лаврах актриса не собиралась. Страх забвения висел над ней дамокловым мечом всю жизнь. «Я без публики не могу, — говорила она. — Я признаюсь в любви, но знаю, что завтра появится что-то другое. Даже когда самый апогей успеха, я думаю о том, что через 20 минут этого не будет».

В 90-е стало понятно, что большие роли опять дефицит. Но Гурченко не позволяла забыть о себе. Она снялась в третьей части «Гардемаринов», в новогоднем шоу «Старые песни о главном», в «Моей морячке». А в 2000 году Гурченко вновь встретилась на съемочной площадке с Эльдаром Рязановым, снялась в его фильме «Старые клячи». Актриса даже обнажилась на экране. И это в 65 лет!

🎼Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Лия Ахеджакова, Ирина Купченко — Мчатся годы-непогоды

Она была всегда на виду, всегда в движении. Если не съемки, то антрепризы. Если не антрепризы, то концерты. Главное – не сойти с дистанции, не потерять то, за что заплачена слишком высокая цена. Все остальное, в том числе и мужчины, ее не волновало. Или все-таки волновало?

В 1991 году на съемах фильма «Секс-сказка» у Гурченко начался роман с продюсером Сергеем Сениным. Он стал пятым мужем актрисы. На этот раз, как и мечтала Гурченко, навсегда. Они были вместе почти 20 лет. Но про жизнь с Гурченко Сергей Сенин не рассказывает. Ни одного интервью ни во время жизни с Людмилой Марковной, ни после ее кончины.

🎼Людмила Гурченко — Вечная любовь

Она стала богиней. Ступенька за ступенькой Гурченко поднималась все выше – из провинциалки в примадонны. Каждый раз доказывала, что ей нет равных. Из каждой встречи выносила уроки, менялась и шла дальше. Запрещала себе оглядываться назад. И поднялась на вершину, которую никто не покорил. Другой такой, как она, нет и вряд ли будет.

Напоследок Людмила Гурченко опять взбудоражила всех своим видео на песню Земфиры «Пожалуйста, не умирай». В этом клипе актриса вспоминала своих партнеров по фильмам, которые ушли из жизни: «Пожалуйста, только живи. Ты же видишь, я живу тобою. Моей огромной любви хватит нам двоим с головою…». Оказалось, это не просто песня, а прощание. Очень скоро Гурченко ушла вслед за героями клипа. И странным образом эти слова теперь звучат как объяснение в любви к самой Людмиле Гурченко, к Люсе, как будто она сама за всех все произнесла.

🎼Людмила Гурченко – Хочешь

Оставьте комментарий